К сожалению, многие люди не делают различия между личностью и её возможностями, умениями.
А слово «самооценка» часто только мешает осознать разницу в этих понятиях.  

Вдумайтесь: самоОЦЕНКА. Попытка ОЦЕНИТЬ себя, свою личность. Оценить — значит сравнить. Но ведь каждая личность уникальна: у каждого свой характер, смех, походка, рисунок сетчатки, …, …
И каждая личность БЕСЦЕННА.

Так как же самооценка?

Спрашиваю клиента: «За сколько ты готова продать свой глаз?» — «Ни за сколько!» «Ну, а палец?» — «Вы что?! Ни за сколько!»? И сразу ясно: с истинной самооценкой у неё всё в порядке 🙂 А что же оценивается?

Зарплатой, например, оценивается наше время, умения, знания, опыт. Но не личность же!

Так что же мы можем, на самом деле, повышать?

Мы можем углублять знания, повышать умения, расширять свои интересы.

Повторю: есть Я — а есть мои навыки, интересы, их-то я и могу «поднимать», увеличивать, углублять, расширять всю жизнь.

Чем больше я знаю и умею — тем увереннее я себя чувствую. Опасность неправильного понимания самооценки в том, что многие думают, что, если они чего-то не умеют делать хорошо, знают «недостаточно много», они не достойны любви и поддержки окружающих.

Пример из практики.

Клиентка (К): «Хочу повысить свою самооценку.»
Психолог (П): «Что это значит для вас?»
К: «Ну, хочу стать уверенной.»
П: «В чем уверенной?»
К: «Научиться зарабатывать.»
П: «Что вам мешает?» … Через час:
К: «Папа никогда не верил в меня, ни в чем меня не поддерживал, не верил, что я сама перевелась на бюджет.»
П: «А мама?»
К: «А мама на меня вообще внимания не обращала, она с младшим братом занималась.
Пошла заниматься каратэ, чтоб папе доказать, получила черный пояс. Самооценка повысилась.»
К концу консультации клиентка поняла, что, на самом деле, она хотела родительской поддержки и любви. Ей казалось, что это она «недостаточно умеет и знает», поэтому они к ней так относятся.

Как видно из примера, «корни» такого отношения к себе закладываются ещё в детстве.
Какую роль в этом играют родители, расскажу в следующей заметке.